вторник, 17 июня 2008 г.

О Макиавелли


Макиавелли, конечно, голова.На картинке, конечно, не очень, но книжка его "Государь" (или "Князь") - хороша. Жаль, что ее никто из местных маргиналов не читал. А я бы с удовольствием пообщался на известную тему. А пока, из книжки:

Политтехнологии

  • Учреждение колоний (своих людей) — метод турецкого султана
  • Опора на оппозицию внутри стана врагов — метод римлян, опиравшихся на этолийцев при захвате Греции.
  • Избегать ненависти и презрения, которые сгубили римских императоров. Ненависть вызывается посягательством на имущество и женщин своих сторонников. Презрение вызывается бедностью, нерешительностью, малодушием, непостоянством.
  • Дела непопулярные возлагать на других, а популярные делать самим.
  • Искусно создавать врагов
  • Привлекать одарённых людей
  • Развлекать народ зрелищами
  • Участвовать в собраниях, на которые разделен народ.
  • Решительное и своевременное подавление недовольства -
    • «Нет способа надёжно овладеть городом иначе, чем подвергнуть его разрушению»;
    • «Все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли»;
  • Факторы власти: собственные сторонники, народ, знать, чужеземцы.
  • Качества государя — сдержанность, осмотрительность и милость.
  • Добродетели государя: милосердие, верность, человечность, прямодушие и благочестие.
  • Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло — насколько это необходимо.

И главные мысли:
  • Цель оправдывает средство.
  • А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
  • Война — хорошее дело, если броня её отсвечивает надеждой.
  • К оружию следует прибегать в последнюю очередь — когда другие средства окажутся недостаточны (неверно приписано; на самом деле эта цитата принадлежит Титу Ливию).
  • Расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая своё — ты только себе вредишь.
  • Войны нельзя избежать, ее можно лишь отсрочить - к выгоде вашего противника.
  • Войны начинаются, когда вы их начинаете, но они не останавливаются, когда вы этого захотите.
  • Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
  • Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.
  • Здесь происходит то же самое, что с чахоткой: врачи говорят, что в начале эту болезнь трудно распознать, но легко излечить; если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно. Так же и в делах государства: если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет.
  • Поистине страсть к завоеваниям - дело естественное и обычное.
  • В действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению.
  • Однако в действительности кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти.
  • Самое же главное для государя - вести себя с подданными так, чтобы никакое событие, ни дурное, ни хорошее, не заставляло его изменить своего обращения с ними, так как, случись тяжелое время, зло делать поздно, а добро бесполезно, ибо его сочтут вынужденным и не воздадут за него благодарностью.
  • Государь, чей город хорошо укреплен, а народ не озлоблен, не может подвергнуться нападению.
  • В наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске - доблесть.
  • Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
  • Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.
  • Раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более.
  • Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости.
  • Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.
  • Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.
  • Любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого.
  • Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму.
  • Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами.
  • Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные н способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.
  • Государь всегда должен советоваться с другими, но только когда он того желает, а не когда того желают другие; и он должен осаживать всякого, кто вздумает, непрошеный, подавать ему советы.
  • И все же, ради того, чтобы не утратить свободу воли, я предположу, что, может быть, судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям.
  • И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать - таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина,- подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.


О природе человека:

  • ...люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
  • ...люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества.
  • ...люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям.
  • ...люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
  • ...добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.

Комментариев нет:

Дом-2

Дом-2
Дом-2